30 марта - 6 апреля

.

1925 г.

«Гайка» - раек: Мы во всю мочь рабочего плеча осуществляем завет Ильича, проявляя сообразительность, повышаем труда производительность...

1929 г.

Крестьянин Иванов привез на днях во двор жакта (ул. Фрунзе, 134) муку и семечки для продажи. Когда он понес муку в одну из квартир, председатель жакта Кудлов и член правления Агеев похитили с воза мешок с семечками. Один из жильцов сообщил о проделке жактовцев в УРО. Привлеченные к ответственности правленцы, объяснили кражу шуткой. «Шутники» направлены в дежурный суд...

1935 г.

В ресторане на углу улиц Некрасовской и Фрунзе задержаны Воронов М.Е. и Графов В.Я. Явившись к ломовым извозчикам Борисову и Колесникову, один из них отрекомендовался ветеринарным врачом, другой - инспектором райвоенкомата, направленными для осмотра лошадей. Потребовав паспорта, самозванцы получили у извозчиков 50 рублей и пошли в ресторан...

1938 г.

В отчете о пленуме Куйбышевского горсовета, напечатанном в «Волжской коммуне» от 3 ноября 1937 года, без всяких на то оснований названы пособниками врагов народа депутаты Горсовета тт. Лебедев и Пылев. Настоящим редакция исправляет допущенную ошибку...

1945 г.

Однажды вечером сызранский житель Иван Петрович Пташкин пришел в баню и спросил в окошечке кассы билет.
-Меньше пяти не продаем....
-Зачем же мне пять, я один пришел? - удивился Пташкин
-Не заводите здесь своих порядков, гражданин, - отрезала кассирша.
Пришлось взять пять билетов... В бане было жарко, приятно пахло березовым веником и Пташкин наслаждался за пятерых. Но недолго. Вдруг погас свет. Моющиеся потребовали лампу.
-У нас баня, а не театр, ламп нету. - ответила банщица. Оставалось идти домой...
-Давайте белье!
-Подождите, когда дадут свет...
После краткого совещания моющихся - гардероб с бельем был взят штурмом. Наспех одевшись и выйдя на улицу, Пташкин оглянулся на баню и прибавил шагу... А на днях городской отдел здравоохранения, в ведении которого находится баня, получил посылку. В большом пакете лежал березовый веник и записка: «Заведующему баней Кабакину, запарившемуся при исполнении служебных обязанностей, от клиентов — за «образцовое» обслуживание».

1961 г.

Старожилы еще помнят, что на этой площади стояла церковь, а вокруг шумел многоголосый восточный базар, раскинувшийся от Троицкой (Галактионовской) до Садовой... Нет больше церкви, нет торжища. На их месте — красивый сквер. Район Самарской площади стал сейчас одним из центральных в большом индустриальном городе. До последнего времени единственной современницей старой площади оставалась пожарная каланча... пришли сюда недавно рабочие и стали разбирать старушку. И вот при разборке, между балками перекрытия, была обнаружена пачка пожелтевших от времени листов бумаги. Вот что значится на одном из них:
«Января 28 дня 1888 года №273 г. Уфа.
Кутушскому Волостному Правлению Чистопольского уезда.
Уфимская Губернская Земская Управа предлагает сделать немедленно должное распоряжение о взыскании с крестьянина дер. Тимошконой Михаила Карпова Артемьева тридцати рублей сорока восьми копеек, за лечение в губернской больнице, и деньги те, по взыскании, представить в Губернскую Управу».
Какой далекой стариной веет от этих почерневших по краям листов. И открывается страница безрадостной жизни русского мужика... Идет время. Меняется облик нашего города. Уходят в прошлое старые его «страницы».

1963 г.

В Доме политического просвещения обкома КПСС состоялось общее собрание куйбышевской писательской организации. В своем вступительном слове секретарь областного отделения ССП РСФСР М. Толкач рассказал об огромном интересе, который проявили куйбышевские писатели к материалам последних встреч товарища Н.С, Хрущева с деятелями искусства и литературы. «Каждый честный писатель, стоящий на позициях марксизма-ленинизма понимает, что объективизм в литературе и искусстве — это щель, через которую пытается пробиться в наш стан буржуазная идеология» - говорит оратор. Выступает литературовед Л.Финк: «Критика часто сбивает читателя с толку, искусственно разделяя литературу на «старую» и «молодую» и так называемые «молодые новаторы» ищут право на всякие идейные шатания. И получается, что великолепная «Большая руда» Г. Владимова оказывается незамеченной (Гео́ргий Никола́евич Влади́мов - русский писатель, в том же 63-м начал работу над повестью "Верный Руслан", после публикации которой на Западе был исключен из Союза писателей СССР - ред.), а трюкаческие «Апельсины из Марокко» В.Аксенова превознесены до звания шедевра.

1964 г.

Посылочное отделение Куйбышевского почтамта... К барьеру подходит старушка: «Мне тут посылку из Америки прислали. Надо бы отправить обратно, но прежде хочу посмотреть, чем меня на этот раз облагодетельствовали...
И Хая Мордуховна Плотникова рассказывает присутствующим, что несколько лет назад на ее имя пришла посылка из Франции и непонятно от кого.
-Напиши, Соня, чтобы больше посылок нам из Франции не пропускали. Живем мы в достатке и ни в каких подачках не нуждаемся, - наказала она дочери. Так та и сделала. Теперь зарубежные благодетели возобновили свое «шефство». Ведь Плоткина отказалась от посылок из Франции, но ничего не написала об Америке... Посылку вскрыли. Глазам присутствующих предстали несколько пачек мацы. Тут же лежала записка: посылку отправил некий (или некая) Ч.Видель...
-Кто просил этого самого Ч. Виделя о посылке, кто позволил ему унижать достоинство советских людей? - возмутилась Плотникова. Присутствующие разделили возмущение тов. Плотниковой и потребовали призвать к порядку заокеанских «благодетелей».

1984 г.

Как самарский конный стрелец, попав в плен в заволжских степях под Самарой, оказался в Индии и как сложилась его судьба в дальнейшем рассказывается в статье действительного члена географического общества СССР Г. Куриленко «Первый самарец в Индии». Четверть века назад он обнаружил в одном из архивов дело царского Посольского приказа, где содержалась повесть о злоключениях и удивительных приключениях нашего земляка, рядового русского воина Петра Треногина. Он попал в плен в 1658 году. Захватчики подлечили его и перевезли через каракумские пустынные барханы в Хиву и продали в рабство за двадцать рублей. Смышленый, владеющий несколькими ремеслами невольник быстро поднялся в цене. Как дорогой подарок отправил его бухарский владыка в знак расположения индийскому хану. Девять долгих лет пробыл у него русский стрелец. Затем получил свободу. Снабженный отпускной грамотой, Треногин из Индии вернулся в Бухару. В Бухаре женился на «казанской жонке Анне Никифоровне» и перебрался с супругой в Хиву. Тоска по родине влекла странника все ближе к отчему краю. Более тридцати лет скитался он по чужбине, а все не забывалась привольная Волга, крепость на Самарке. И вот долгожданная оказия: Хивинский хан собирает посольство в Москву. Русский человек, хорошо знающий несколько восточных языков, незаменим в поездке. Петру с женой разрешают отправиться в путь. Было это в 1669 году. И вот Треногины в Самаре. Оказывается помнили его здесь, нашлись и «сродники». Треногин оставляет тут жену и с ханским посольством отправляется в Москву. И в столице бывалый путешественник не остается незамеченным. Царский Посольский приказ по рассказам Треногина составляет записку о его странствиях по «Бухарии и Индее»...

1987 г.

«Память о Николае Александровиче Абалкине, боевом партийном журналисте и критике надолго сохранят его товарищи и коллеги», - эти слова из некролога, напечатанного в газете «Правда» 6 августа 1986 года. Николай Александрович проработал в «Правде» с 1949 по 1966 год. Начал здесь он консультантом отдела литературы и искусства, а проводили на пенсию его уже редактором этого отдела. Он был первым читателем многих произведений М. Шолохова и А. Твардовского. Он один из первых «благословил» пьесе А. Абдулина «Тринадцатый председатель», так трудно пробивавшего себе дорогу на сцену... У него было много друзей в Москве, Тбилиси, в Ленинграде, в Праге, в Париже и, конечно, в Куйбышеве, городе, где он родился, начал свою трудовую писательскую и журналистскую деятельность и полюбил театр. С 1931 по 1935 год Николай Александрович работал заведующим отделом «Волжской коммуны». Здесь же, на страницах нашей газеты, появился первый очерк о будущем народном артисте СССР Николае Симонове, написанный Абалкиным. До последних лет жизни Николай Александрович вел активную писательскую деятельность. Последняя его книга «Мир Грузии» вышла в свет в 1985 году...

1978 г.

Мишка Огурцов — первый человек в совхозе по части лени. Его на поле отродясь не видели, разве, что на футбольном... У всех уборочная, а Мишка сидит на скамеечке и на гармошке играет. Я, говорит, развиваюсь гармонически...

1991 г.


Редакционный коллектив «Волжской коммуны» поздравляет с 75-летием старейшину нашего журналистского цеха А.И. Брискина. Аркадий Ильич почти сорок лет отдал нашей газете, но и сейчас его проблемные публицистические статьи привлекают внимание читателей. А еще он — активный член совета ветеранов областной журналистики. (А в 2006 году «коммунары» поздравили его с 90-летием. Телеграмма нашла его в Нью-Йорке. В Штатах Аркадию Ильичу не хватало разве что «Волжской коммуны». И потому, когда он звонил родным в Самару, то непременно просил, чтобы они покупали для него его газету... - ред.).

***

Разве можно купить мечту?
-Да, - отвечает предприниматель из тольяттинского объединения «Инвалид», - Нужно лишь перечислить на указанный счет 189 рублей и на чистом листе бумаги собственноручно и разборчиво написать ваше желание, а профессиональные экстрасенсы подкрепят своей энергетикой, усилят мыслеобразы любого, даже самого невозможного вашего желания...

1997 г.

Приняв официально отставку Олега Сысуева с поста мэра Самары, городская Дума датой освобождения его от должности записала 1 апреля, что озадачило председателя горизберкома, предложившего перенести собрание депутатов по выборным делам на 2 апреля, так как принимать судьбоносное для города решение о выборах нового мэра 1 апреля было бы несерьезно.

***

Здравствуй, любимая газета! Мне 12 лет. Я учусь в шестом классе и читаю лишь то, что мне интересно. Мне очень нравятся ваши кроссворды. Я люблю их отгадывать и в результате узнаю много нового. Прихожу из школы, делаю уроки, а потом беру «Коммуну» и занимаюсь любимым делом — тренировкой ума и памяти. Вашу газету читают и дети, и, несмотря на ваши девяносто лет, вы находите с ними общий язык.
Марина Юркова, г. Самара.

2000 г.

История развития самарского бизнеса во многом берет свое начало с "колпаков" и "барабанов". Вспыхнувшая в конце 80-х всенародная страсть к быстрому обогащению, острое желание получить много денег - "чтоб сразу и не работать" - вывела на улицы и площади молодых людей, вставших на трудовую вахту у своих "станков". "Колпачники" и "барабанщики" имели одну вполне конкретную цель - нажиться на чужой жадности и глупости. Надо сказать, иным это удалось. Позже они вырастут в банкиров, коммерсантов, владельцев торговых домов, продолжая, правда, на новом уровне "крутить барабан" удачи...

2004 г.

Первое апреля... Не мешало бы отметить. Как? Весело, конечно. С присущим «коммунарам» чувством юмора. А с этим делом в «Коммуне» всегда было в порядке. На самом деле, без шуток. Так что мы решили рассказать о том, как газета отмечала всесоюзный день дурака и смеха...



Составил Сергей Голышков


Новости партнеров
Новости партнеров 16+