14 апреля

1920 г.

Необходимо обратить внимание Наробраза на ту невозможную атмосферу по отношению к Советской власти, которая царит в клубе учащихся, не давшего ни одного человека на воскресники, и раз и навсегда прекратить существование подобных беспартийных организаций...

***

На состоявшемся недавно заседании Совета профсоюзных уполномоченных ж.д. узла ст. Самара по вопросу о продовольствии и забастовке печатников и трубочников, было принято постановление, клеймящее позором бастующих, как предателей интересов рабочего класса. «Совет профсоюзных уполномоченных, объединяющий 12 тысяч рабочих, - отмечается в постановлении, - заявляет, что ни одна нога предателя не должна больше появиться у станка железнодорожного рабочего, так как таковой, как бы ему тяжело ни жилось, на такую подлую авантюру не пойдет».

1922 г.

Играть пьесы Островского теперь в Самаре почти некому. Он требует колоритности, «быта». Актер же способный воскресить этот сочный красочный мир, по-видимому, перевелся. Он сух, теперешний исполнитель. К тому же: сезон кончается. Всегда в это время театр развинчивается. У всех в голове забота: как и где устроится в новый сезон. И зная эту вечную скитальческую и бездомную жизнь нашего актера, не будешь строго осуждать его... А сегодня он вынужден выбирать: думать ли о святом искусстве или бежать на Самарскую за яйцами к празднику, пока они еще дешевы: всего только миллион за пять штук...

А.Треплев.

1924 г.

В последнее время все чаще и чаще в партийных массах можно слышать разговоры о бесцельности существования партийных коммунистических ячеек в советских учреждениях, о желательности их расформирования... Некоторые считают это недопустимым и пытаются вести кое-какую работу среди сотрудников, но все это разбивается о толпу мелкобуржуазных душ обывателей, которыми наводнены наши Советские учреждения. Эти души представляют из себя такую каменистую почву, на которой безнадежно гибнет всякое зерно коммунистического учения...

1926 г.

1929 г.

Устройство в майские дни культ ярмарки — первый опыт в Самаре. Задача культ ярмарки — здоровое обслуживание масс и отвлечение их от «пьяных излишеств». На ярмарке устраиваются карусель, балаган, эстрадные выступления. Ярмарка будет вести пропаганду за культурно-бытовую революцию через открытую торговлю предметами культурно-бытового обихода по льготным ценам. Организуется также общедоступный буфет с горячими пирожками, пельменями, орехами и конфетами. К майским дням уже готовится не только «аппарат» ярмарки, но и сама масса. Правда, по поступающим к нам сведениям, она еще недостаточно раскачалась.

1937 г.

Главный бухгалтер ширяевской группы известковых заводов т. Воронин выехал в Куйбышев за получением денег для выдачи заработной платы рабочим. Начавшийся на Волге ледоход отрезал Ширяево от Куйбышева. Тов. Воронин обратился за помощью в авиаотряд Облисполкома... Но посадка самолета где-нибудь поблизости от Ширяева была невозможна, так как поселок расположен в горной лощине. Единственный выход — сбросить деньги в мешке. Так и сделали. О прилете самолета заранее сообщили директору заводов. На земле были выложены условные опознавательные знаки из простыней. Несколько раз самолет пролетел на землей бреющим полетом. И только, когда тов. Воронин узнал в лицо директора, мешок со 120 тысячами рублей был сброшен. Заработная плата была выдана в срок.

1939 г.

Совнарком Союза ССР отпустил миллион рублей на теплофикацию гор. Куйбышева. На эти средства будет сооружена первая в городе южная теплофикационная трасса, в которую включены здания с центральным отоплением, расположенные на Куйбышевской улице до площади Революции и на Ленинградской — до Дома специалистов. В этом же году в городе намечена прокладка второй — северной теплофикационной трассы.

1945 г.

...Было решено построить силами комсомольцев и молодежи авиационного завода сверхплановую машину и присвоить ей имя Владимира Маяковского. Через десять дней в грозном строю боевых красавцев «Владимир Маяковский» ушел на фронт. На борту улетело письмо, адресованное летчикам-фронтовикам: «...Эту машину комсомольцы и молодежь завода строили бесплатно. Слово за вами, дорогие товарищи!». И вскоре с фронта прибыл ответ: «Дорогие друзья, мы получили ваш замечательный подарок. Спешим сообщить вам, что эта отличная машина уже сделала  пятнадцать успешных боевых вылетов, а ее экипаж награжден правительством орденами и медалями»...

1953 г.

Вышедший недавно сборник очерков Даниила Гранина «Новые друзья», о строителях Куйбышевской гидроэлектростанции, дает общее представление о стройке. Но закрываешь книгу с чувством неудовлетворенности. В чем же дело? В том, что Д. Гранин в искаженном свете рисует жизнь и труд строителей. Пытаясь изобразить инженера, любящего свою профессию, он не замечает в этом живом человеке никаких других стремлений. Секретарь комсомольской организации, судя по очерку, он не повышает свой идейно-политический уровень, не читает книг, не бывает в кино... Даже в свободное время, при встрече с друзьями, он чаще всего заводит разговор «о лучшей в мире профессии — профессии строителя». Таковы и другие инженеры, нарисованные Д. Граниным. Они, правда, иногда мечтают, но... Один из молодых инженеров, недавно окончивших институт, задается целью заранее предугадать, что будет при коммунизме. Куйбышевская ГЭС, по его расчетам, «станет для страны самой что ни на есть обычной», станции будут строиться «ветряные да солнечные», а Волховскую ГЭС «передадут под охрану, как памятник истории, вроде «Авроры» в Ленинграде»...

1993 г.

В коллекции музея-усадьбы А.Толстого — пополнение: личные вещи писателя, открытка, написанная рукой его матери, документы. Наиболее любопытными являются материалы, касающиеся жизни и творчества второй жены Алексея Николаевича — Софьи Дымшиц. До сих пор она остается человеком-загадкой: о ее жизни до и после Толстого исследователям известно очень мало. Однако ее раннее творчество, а начинала она как модернистский художник, привлекает к себе все больший интерес. Достаточно сказать, что единственная ее работа, хранящаяся в Самарском художественном музее, постоянно путешествует по самым престижным выставкам мира. Большинство же ее картин хранится в частных коллекциях. Наш литературный музей намерен впервые выставить работы Дымшиц и документы о ее жизни. На этой же выставке публика увидит карандашный рисунок, сделанный рукой Софьи Исааковны и переданный в дар музею внучкой Толстого Мариной Евгеньевной Шиловой.

2000 г.

Работы юных тольяттинских художников отныне украшают российское посольство в США: в Америку они попали вместе с оркестром «Виртуозы Москвы» - фонд Владимира Спивакова уже во второй раз организовывает в США выставку рисунков и картин молодых россиян из разных городов России. Часть работ стали своеобразным подарком посольству. Их авторы - тольяттинцы Анна Савенкова, Лариса Хафизова, Катя Коробейникова, Ира Барушина, Евгения Кулева и Вика Плетнева.
***
Завтра в Москве Американская торгово-промышленная палата будет подводить итоги работы в России в 1999 году. В частности, планируется вручить особые знаки победителям в 11 номинациях. Одной из главных считается номинация «Регион года». Здесь лучшей по итогам прошлого года признана Самарская область: самый динамично развивающийся российский регион, инвестиционный рейтинг которого, по оценке всемирного агентства «Standard & Poor`s», превысил показатели Москвы и, что бывает крайне редко, страны.

 

Составил Сергей Голышков

Новости партнеров
Новости партнеров 16+